Работники железнодорожного транспорта говорят много. Даже слишком много. Объём получаемой и передаваемой информации, особенно у связанных с безопасностью движения, просто колоссальный.
Вы когда-нибудь слышали приятный голос диктора на вокзале? Может доводилось услышать ещё салат из звуков, выдаваемых оперативным персоналом, доносящихся из тех же колонок? Это только верхушка айсберга. Сегодня предлагаю вам познакомиться и немножко разобраться с неотъемлемой частью современной железной дороги – связь. Железнодорожники используют разные виды связи: проводная, радиосвязь и мобильная.
Проводная
Проводной связью чаще и больше пользуются сотрудники кабинетного типа, естественно по причине стационарности устройств. Когда-то давно использовавшиеся громоздкие коммутаторы сменились современными системными телефонами, но принцип работы остался.
Программируемые кнопки обычно заполняться множествами абонентов для оперативного обмена информацией. Чем больше круг обязанностей работника, тем больше номеров абонентов используются на регулярной основе. Но сколько бы номеров не было, их можно разделить на такие виды как:
Поездная диспетчерская — для переговоров поездного диспетчера с дежурными по станциям своего участка.
Поездная межстанционная — для переговоров дежурных двух соседних раздельных пунктов.
Постанционная — для служебных переговоров работников станций между собой и передачи телеграмм на линейные станции в пределах отделения дороги.
Линейно-путевая — для переговоров работников дистанции пути.
Магистральная — для связи РЖД с управлениями дорог и между ними.
Дорожная — для служебной связи между управлением дороги и отделениями, крупными станциями, депо.
Информационная — для передачи на сортировочную станцию сведений о подходе поездов.
Энергодиспетчерская — для связи энергодиспетчера с тяговыми подстанциями и дежурными по станциям участка.
Станционная двухсторонняя парковая связь — предназначена для оповещения и переговоров между работниками железнодорожной станции посредством стационарных микрофонных колонок, динамиков и иных стационарных устройств:
Да-да, именно парковую слышат мимо проходящие, рядом живущие и пассажиры.
Радиосвязь
Радиосвязь в основном используется оперативным персоналом, непосредственно участвующих в процессе «вращения колеса». Сотрудники кабинетного типа, типа дежурных и диспетчеров, а также машинисты локомотивов используют стационарную радиостанцию:
Сотрудники, работающие «в поле», используют переносные радиостанции:
• Станционная радиосвязь в зависимости от размеров жд станции делится на каналы, где каждый отдельный канал соответствует парку станции или маневровому району. Станционную радиосвязь можно разделить в два типа:
Маневровая — для связи маневровых диспетчеров, машинистов маневровых локомотивов, составителей поездов, дежурных по паркам приёма, формирования и отправления.
Горочная — для управления технологическими операциями по расформированию поездов на горках сортировочных станций, обмена информацией между дежурными по сортировочной горке, операторами сортировочной горки, машинистами горочных локомотивов, регулировщиками скорости движения вагонов.
• Поездная радиосвязь служит для переговоров машинистов локомотивов, находящихся на участке, с дежурными по станциям и поездным диспетчером. (отличие поездов и маневровых составов в предыдущем посте)
Поездная радиосвязь может быть двух типов:
Линейная используется вдоль диспетчерского участка, базовые радиостанции соединяются с распорядительной (диспетчерской) радиостанцией.
Зонная применяется в пределах железнодорожной станции или перегона, используются стационарные устройства, возимые радиостанции на поездах и носимые у отдельных абонентов.
• Ремонтно-оперативная радиосвязь обеспечивает постоянный контакт между руководителями ремонтных работ, механиками, машинистами и диспетчерами. Может быть трёх типов:
Аналоговая в МВ-диапазоне предназначена для рабочих, занимающихся плановым и аварийным ремонтом путей, обслуживанием линий связи и электросетей.
Цифровая TETRA и GSM-R используется для тех же целей, что и аналоговые станции МВ-диапазона, может также применяться как аварийная связь в экстренной ситуации.
Цифровая GSM — организована как корпоративная сеть связи ОАО «РЖД» с закрытым доступом.
Спутниковая и релейная радиосвязь
• Спутниковая радиосвязь на ждт применяется, например, для связи с местами производства работ, а также для связи пассажиров в поездах на участках, не охваченных сетями сотовой радиосвязи.
• Радиорелейная связь на железнодорожном транспорте обеспечивает организацию магистральных, дорожных и отделенческих связей. Например, трёхствольная радиорелейная линия позволяет резервировать магистральный и дорожный стволы, а также отделенческий ствол.
Так вот. Теперь имея представление о солидности ассортимента средств связи вывод напрашивается самостоятельно, что на железной дороге говорят слишком много и по любому поводу. Даже если со стороны кажется, что поезд просто так взял и молча отправился, потому что ему захотелось, то нет. Прежде чем начать движение он должен получить команду от дежурного. Прежде чем дать команду дежурный получает задание от маневрового диспетчера, маневровый диспетчер прежде чем нарезать задачу согласовывает с узловым диспетчером, узловой с поездным… и таким образом может выстроиться довольно длинная цепочка. Или для того чтобы работникам путевого хозяйства начать работу на перегоне для начала нужно их мастеру участка дать заявку ответственному за «окна», ответственный за «окна» должен согласовать это «окно», утверждает, пускает в работу, делопроизводители дают телеграмму на участок, на участке с телеграммой ознакамливается дежурный и диспетчер, принимают решение разрешить или не разрешить во время указанное в заявке чтобы путейцы вкрутили какой-нибудь несчастный болт, стопитсот переговоров между бригадиром и дежурным перед и после закрытия перегона.. (возможны неточности, во вьетнамских флэшбеках вспоминается примерно так)
Чтобы привести в порядок всё это общение работников между собой был разработан регламент переговоров и регламент переговоров и типовые требования к нему, обязательные к исполнению каждым работником, и в которых описано кто кому и что говорит в различных ситуациях. Отступление от регламента может привести как к мелким происшествиям, так и к масштабным катастрофам.
Вот, например, пару пунктов из Общих положений:
т.е. все служебные переговоры должны только по делу и без лишних слов. Это касается и телефонных переговоров. На моей практике встречались любители поболтать, которые пропускали важную оперативную информацию из-за занятости и без того перегруженной линии лишними разговорами.
Помимо этого стоит отметить, что все служебные переговоры записываются на носители и хранятся достаточно долго. Это нужно для расследования браков на производстве, чтобы можно было восстановить ход событий, выявить причину и степень виновности причастных работников.
Подводя итоги предлагаю посмотреть видеофрагмент, демонстрирующий идеальный вариант работы радиосвязи и регламента переговоров на ждт:
И как это работает на самом деле 😁