Попался недавно в соцсетях спич о том, что для множества людей не-образовывание себя и безграмотность стали осознанным выбором. Эти люди, бравируя своей ограниченностью, сформировали целый параллельный социум отбитых мракобесов, а чтобы «разобраться» в любом жизненном вопросе, им достаточно читнуть желтушную прессу или послушать другого безграмотного горлопана.
В принципе, это правда. И есть повод поднять вопрос: каждый ли человек, который отказывается получать образование, понимает, на какой путь сворачивает?
Ведь самое важное для жизненной адаптивности – критическое мышление и способность осваивать новое в принципе. Это не один какой-то скилл, а особый принцип обработки входящей информации, сборки мира вокруг себя. Их как раз обычно и получают из системного обучения в толковом вузе.
Человек без критического мышления — легкая добыча для пропаганды, он склонен к мистификациям, им легко управлять. Он в своей самоуверенности даже не поймёт, что им управляют!
«Физика мне не нужна, литература тоже…»
Многие люди решают учиться только тому, что нужно для выбранной специальности, и ни в коем случае не положить в свою голову ничего «лишнего», по заветам Шерлока Холмса. Но это всё равно что маленького ребенка обучать только разговаривать, забив на мелкую моторику, социализацию, физическое развитие. Как ребенку будет житься – хорошо, полноценно?
Примерно так же хорошо и полноценно, как узкому специалисту, который вне сферы своих компетенций – совершенное дерево.
Сегодня решил не учить биологию-физику-химию – завтра покупаешь кислородную косметику, прокладки с горным воздухом и соду без ГМО (даже не зная, что ты сам – ГМО ;))
Для людей, не учивших физику, мир полон магии, рептилоидов, фэн-шуя и гораздо более умных людей, которые с удовольствием воспользуются такой недоученностью.
«Я и без диплома найду работу!»
Да, некоторые компании с удовольствием берут в штат людей без образования, постулируя, что практика – лучший учитель.
Но учить таких сотрудников будут исключительно ходьбе по лабиринту, который нужен работодателю. Недоучки ничего не понимают в правовой сфере, им можно не доплачивать, отправлять в цикл переработок, им легко заморочить голову лозунгами. Они ни от чего не могут оттолкнуться, чтобы возразить или хотя бы понять, что происходит фигня – у них нет навыка критически осмысливать происходящее.
Узкие специалисты не знают мира за пределами своих профессиональных компетенций. Мы как-то показали админу Unix (иностранцу) таблицу Менделеева, админ на неё посмотрел бараньим взглядом и спросил:
– Что это?
– Да ладно, чувак, ты угораешь? Это таблица Менделеева, тут химические элементы.
– Кто такой Менделеев?
– Э-э-это русский ученый.
– А, что-то специально русское!
Да-а, нетрудно тебе будет поверить в марсиан, благо кредитов, светлое будущее и отнести все свои деньги волку с Уолл-стрит. А если, нидайбох, завтра изменится рынок труда и компетенции твои станут непригодными – упадёшь на спину, как черепашка, и будешь махать лапками. А что ещё делать? Из узкого коридора не виден веер возможностей.
Ученье – свет, а неученье – чуть свет и на работу
Если нет критического мышления, нет базы – человек наивен, как Буратино, а мир состоит из грабель, лис Алис и котов Базилио.
Путь освещают только знания: системные, принятые, переваренные, усвоенные головой. Не с Ютуба, а из хороших вузов. И диплом нужен не для того, чтобы украсить стену в туалете, а чтобы научиться структурировать информацию, прорастить в голове базу для своего будущего социального лифта.
Другого, скорее всего, не будет, если только ваша фамилия не Рокфеллер. И если вы не окажетесь статистической погрешностью, которая взлетит ввысь по совокупности случайностей. Но даже в облаках из манны гуляют не радужные пони, а свои лисы и коты.
В общем, Амивео пропагандирует учиться, учиться, учиться, как завещал великий Ленин. Системно и осознанно, осваивая первым делом основы логики и критического мышления. Не все полученные знания вам пригодятся, но точно не будут лишними нейронные связи, которые наросли за время обучения.
Заметки о научной организации труда